Страница обновлена 27.07.2017

В соответствии с приказами департамента образования от 31.12.2010 № 1114/01-03 «Об утверждении положения об инновационной инфраструктуре» (с изменениями в приказе от 28.11.2012 № 600/01-03), от 30.11.2012 № 609/01-03 «Об определении координаторов направлений по инновационной деятельности» с целью поддержки инновационных учреждений области и в соответствии с протоколом заседания научно- методического совета департамента образования Ярославской области от 18.01.2013г. государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования Ярославской области Ярославский педагогический колледж  присвоен статус региональной инновационной площадки по направлению «Модель процесса тьюторского сопровождения жизненного самоопределения обучающихся в ОУНПО и СПО ЯО, в том числе детей-сирот».

ГОУ СПО ЯО Ярославский педагогический колледж является координатором деятельности четырёх региональных инновационных площадок по данному направлению, созданных в 2013 году на базах ГОУ НПО ЯО ПЛ № 24 г. Ярославля; ГОУ СПО ЯО Ростовский педагогический колледж; ГОБУ ЯО специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №6; ГОУ ЯО Багряниковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В рамках деятельности региональной инновационной площадки разработаны три методических продукта, которые могут быть использованы в работе специалистов региональной системы образования Ярославской области.

Т.Н.Гущина, М.Е. Лавров Тьюторское сопровождение развития социальной активности детей-сирот, обучающихся в образовательных учреждениях системы среднего профессионального образования и специальных общеобразовательных школах-интернатах: методические рекомендации [Текст] / Т.Н. Гущина, М.Е. Лавров / под ред. В.П. Голованова. – Ярославль, 2014. – 189 с. 

В методических рекомендациях изложены современные представления о тьюторском сопровождении обучающихся и возможностях его влияния на развитие социальной активности детей-сирот, обучающихся в системе среднего профессионального образования и специальных общеобразовательных школах-интернатах.
Методические рекомендации включают технологию тьюторского сопровождения развития социальной активности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; алгоритм описания опыта индивидуализированного сопровождения развития социальной активности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; описание вариантов индивидуальных образовательных маршрутов и их сопровождения; алгоритмы обобщения передового опыта, описания опыта и представления частной методики; программы обучающих и разработческих семинаров для педагогов-субъектов региональной экспериментальной площадки; тренинг развития социальных навыков обучающихся и педагогические студии для педагогов-субъектов региональной инновационной площадки по теме «Модель процесса тьюторского сопровождения жизненного самоопределения обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования Ярославской области».
Представленные материалы прошли апробацию на четырёх инновационных площадках города Ярославля.
Данные методические рекомендации адресованы воспитателям интернатных образовательных учреждений, классным руководителям общеобразовательных школ, мастерам производственного обучения, педагогам дополнительного образования, научным и методическим работникам, а также представляют интерес для студентов психолого-педагогических факультетов.

Содержание методических рекомендаций.

 


Выбирая свой жизненный путь [Текст]: методические рекомендации (коллективная разработка) / под редакцией  Т.Н. Гущиной, Н.В.Коротковой, М.Е. Лаврова, Е.С. Луневой. – Ярославль, 2013. – 93 с.

Методические рекомендации отражают идеи педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам их жизненного самоопределения средствами передовых общеобразовательных организаций коррекционного типа, организаций среднего профессионального и дополнительного образования Ярославской области.
В книге обобщён практический опыт данных образовательных организаций-участников региональной инновационной площадки по вопросам жизненного самоопределения детей-сирот, обеспечению их постинтернатного сопровождения и помощи в их жизнеустройстве.
Издание адресовано широкому кругу читателей – специалистам органов управления образованием, специалистам органов опеки и попечительства, специалистам органов социальной защиты населения, директорам и заместителям директоров образовательных организаций, преподавателям, педагогам, методистам, психологам, педагогам-организаторам.

Содержание методических рекомендаций.

 


Е.С. Лунева, Т. Н.Сапожникова  Навигатор жизненного самоопределения [Текст]: методические рекомендации (коллективная разработка) / под редакцией  М.Е. Лаврова. – 2013. – 92 с.


Навигатор жизненного самоопределения представляет собой – «дорогу размышлений» о собственной жизни и самом себе. Как стать успешным? Как выбрать профессию и найти работу? Как вписаться в трудовой коллектив и стать в нём «своим человеком»?
Навигатор жизненного самоопределения предназначен  для юношей и девушек, стоящих на пороге взрослой жизни и содержит:

  • самостоятельные «пункты назначения» – законченные занятия для самостоятельной работы или для работы с педагогом или психологом, посвящённые обсуждению различных проблем;
  • информационно-познавательные материалы, предлагаются задания для самопознания и самопонимания;
  • упражнения, направленные на формирование у молодых людей социальных компетенций, необходимых для самоутверждения, самореализации и самоуважения, выполняя их можно делать записи прямо на страницах книги.

Включает в себя несколько маршрутов:

Маршрут 1 «Законы жизненного успеха»
Маршрут 2 «Профессия в моих жизненных планах»
Маршрут 3 «Навигация по рынку труда»
Маршрут 4  «Успей: цена минуты»
Маршрут 5 «Я среди людей»
Маршрут 6 «Самодиагностика»

По ходу движения по маршруту встречаются условные обозначения, которые помогут сориентироваться в материале и выбрать свой путь работы с ним.

«Важно знать!» – вопросы, задания и материал для понимания

«Надо подумать!» – задания для  размышлений

«Сделай свой выбор!» – упражнения для объяснения собственной точки зрения

Данные методические рекомендации прошли экспертную оценку обучающимися выпускных классов государственного образовательного бюджетного учреждения Ярославской области специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 6.
Поработав с навигатором жизненного самоопределения, обучающийся имеет возможность стать соавтором данного методического продукта, приобрести целый ряд значимых личностных и профессиональных качеств, систематизировать и углубить собственные знания в вопросах профессионального самоопределения, закрепить умения в планировании деятельности, оформлении документации, получить советы об эффективных способах поведения в различных жизненных ситуациях. Максимального результата обучающийся сможет добиться при условии совместной работы с наставником.