Страница обновлена 27.04.2023

Паспорт проекта     Документы     Мероприятия     Материалы     Контакты


Инновационный проект

«Разработка и реализация цифрового учебно-методического комплекса как средство совершенствования ИКТ-компетенций педагогов дошкольного образования».

Научный руководитель проекта: Лавров Михаил Евгеньевич, директор ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа, к.пед.н.

Научный руководитель от ФИРО РАНХиГС: Тарасова Наталья Владимировна, директор научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, к.пед.н., доцент.

Срок реализации: 31.03. 2021г. – 31.12.2024г. 

С 12.04.2023г. (приказ ФИРО РАНХиГС № 21/01-02-07) присвоен статус " Научно-методическая площадка ФИРО РАНХиГС" на срок до 31.12.2025г.

Задачи государственной политики в сфере образования, сформулированные в основополагающих документах, на решение которых направлено исследование. 

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - «…созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся». 

Национальный проект «Образование»:

  •  федеральный проект «Цифровая образовательная среда» - «Цель федерального проекта: создание к 2024 году во всех образовательных организациях всех уровней современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникативной инфраструктуры, подготовки кадров…..»;
  • федеральный проект «Новые возможности для каждого» - «Цель федерального проекта: создание к 2024 году условий для непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков,…….».

Актуальность и новизна проблемы.

Современная эпоха является эпохой активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Развитие коммуникационных и информационных технологий идет очень быстрыми темпами. Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования, особенно в системе дошкольного образования.  

В условиях эпидемиологической ситуации, сложившейся в стране и режима повышенной готовности, образовательный процесс был переведен в дистанционный формат с использованием мультимедийных технологий. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов педагогического процесса.

До недавнего времени все, что касалось дистанционного образования, технологий, имело отношение к профессиональному образованию, обучению взрослых, школьников, но не к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. Отсутствовала широкая практическая потребность в данной форме обучения в дошкольных образовательных организациях. Но в сложившихся условиях перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования.

Все дети дошкольного возраста и их родители оказались в ситуации необходимости освоения содержания основных образовательных программ дошкольного образования без возможности непосредственного взаимодействия с педагогом. Деятельность педагога переформатировалась на дистанционный режим, изменив основные формы работы с детьми и родителями. Встал вопрос о переходе дошкольных образовательных организаций в режим оказания родителям психолого-педагогической, методический и консультативной помощи по вопросам воспитания и освоения детьми содержания дошкольного образования с использованием дистанционных технологий.

Как показывает практика, реализация процесса образования и воспитания в дистанционном формате в дошкольных образованных организациях сопровождается многими трудностями. А именно, необеспеченность дидактическими разработками и методическими пособиями процесса реализации дистанционного обучения, а также программ презентационной и анимационной графики, с целью развития у дошкольников речи, памяти, внимания, моторики. Низким уровнем владения педагогами образовательными технологиями, которые реализуются  с применением информационно-телекоммуникационных сетей. А также, отсутствие комплекса требований, предъявляемых к дистанционной форме обучения для организации работы с детьми дошкольного возраста при реализации образовательных программ.

Таким образом, актуальность  и новизна темы проекта определяются:

  • возрастающими в современных условиях требованиями к профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования, связанными с включением в неё ИКТ-компетенций;
  • повышению мотивации педагогов к познанию и использованию дидактических свойств ИКТ и недостаточной разработанностью приёмов и методов, позволяющих предложить модель совершенствования ИКТ - компетенций педагогов.

Цель. Разработка и апробация цифрового учебно-методического комплекса с применением аудиовизуальных технологий в рамках совершенствования ИКТ-компетенций педагогов дошкольного образования.

Основные задачи.

1. Рассмотреть организационно-методические подходы внедрения  дистанционного обучения в дошкольных образовательных организациях.

2. Выявить профессиональные дефициты педагогов дошкольных образовательных организаций в области информационно-коммуникационных технологий.

3. Разработать и апробировать компоненты цифрового учебно-методического комплекса в рамках практики студентов специальности  44.02.01 Дошкольное воспитание.

4. Провести цикл семинаров, мастер-классов для педагогов дошкольных образовательных организаций по разработке элементов учебно-методического комплекса с применением аудиовизуальных технологий.

5. Определить структуру ИКТ-компетенции как интегративного показателя профессионализма педагога дошкольного образования и критерии оценки уровня сформированности данной компетенции.

Календарный план.

Наименование этапа

Сроки выполнения этапов

Исполнители

Организационный этап

апрель – декабрь 2021г.

ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж

Аналитико-разработческий этап

январь 2022 г. –

июнь 2023г.

ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж, ДОО – участники проекта

Экспериментальный этап

август 2023г. –

июнь 2024г.

ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж, ДОО – участники проекта

Обобщающе-систематизирующий  этап

август 2024 г. – декабрь 2024 г.

ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж

Мониторинг процесса экспериментальной работы

  •  поддержка интернет-представительства проекта на сайтах образовательных организаций (участников проекта);
  • оценка результативности этапов проекта:
  • посредством экспертных оценок, фиксированного наблюдения, анкетирования два раза в год (в начале и в конце года), с последующим анализом полученных данных и коррекцией экспериментального процесса;
  • по показателям оценки процессов экспериментальной работы.

Качественные показатели:

  1. Активизация в дошкольных образовательных организациях  процесса использования современных информационно-коммуникационных технологий.
  2. Изменение процессуальных аспектов образовательной деятельности  педагогов дошкольных образовательных организаций: использование ИКТ, приемов, методов работы в дистанционном обучении.
  3. Положительные отклики администрации, педагогов дошкольных образовательных организаций о результатах реализации экспериментальной работы.
  4. Повышение профессионального уровня педагогов дошкольного образования через совершенствование ИКТ-компетенций.
  5. Приобретение студентами специальности 44.02.01 Дошкольное воспитание новых умений и навыков в рамках организации дистанционного обучения в будущей профессиональной деятельности.

Количественные показатели:

  1. Вовлечение в экспериментальную работу за 2021 – 2023 гг. не менее 5 дошкольных образовательных организаций Ярославской области.
  2. Включение в процесс экспериментальной деятельности не менее 2 педагогов от каждой дошкольной образовательной организации, участника экспериментальной работы.
  3. Представление цифрового учебно-методического комплекса с применением аудиовизуальных технологий.
  4.  Подготовка методических продуктов по направлениям:
  • организационно-методические подходы внедрения  дистанционного обучения в дошкольных образовательных организациях;
  • создание цифрового учебно-методического комплекса с применением аудиовизуальных технологий.

      5. Публикации в рамках научно-практических конференций регионального, всероссийского и международного уровней; в изданиях с российским индексом научного цитирования (РИНЦ), не менее 3 в год;

     6. Организация и проведение не менее 5 семинаров / мастер-классов для педагогов дошкольных образовательных организаций по разработке элементов цифрового учебно-методического комплекса с применением аудиовизуальных технологий.

Предложения по внедрению результатов в массовую практику

  • диссеминация практического опыта, проведение семинаров, конференций, круглых столов по теме экспериментальной работы;
  • публикации в рамках научно-практических конференций регионального, всероссийского и международного уровней; в изданиях с российским индексом научного цитирования (РИНЦ);
  •  тиражирование учебно-методических материалов, методических рекомендаций по теме экспериментальной площадки в дошкольные образовательные организации и в образовательные организации высшего и среднего профессионального образования педагогической направленности;
  • внедрение в практику дошкольных образовательных организаций Ярославской области компонентов цифрового учебно-методического комплекса.