Страница обновлена 27.07.2017

«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…»

                                                                                                                         (А. И. Недогонов)

В этом году наша страна встретила 71-летие Победы в Великой Отечественной войне, которая стала одним из ярчайших событий в истории нашей страны, затронув судьбы всего ее населения. Вместе со всеми в Отечественной войне приняли участие и жители Ярославской области. С первых же дней начала сражений за Родину в городах области прошли многочисленные митинги, собрания, повсеместная запись в добровольцы на фронт. Ярославцы проявили высочайшую активность: в добровольцы записывались и юноши, не достигшие призывного возраста, и мужчины, не подлежавшие мобилизации по старости, и девушки, руководимые патриотическим чувством. Те, кто не мог отправиться на фронт, задействовали свои силы в производстве. Даже дети, помогая взрослым, выполняли определенные поручения, которые были им по силам.

Накануне великого праздника Победы студенты Ярославского педагогического колледжа открывали малоизвестные страницы  военной истории Ярославля. Одной из  таких страниц  является проектирование и строительство железнодорожного моста-дублера через Волгу в Ярославле. Об этом и многом другом они узнали, посетив музей филиала ОАО «Мостройиндустрия» завода № 50, экскурсию по которому подготовила и провела преподаватель истории И. Л. Жохова.

Строительство моста происходило на базе Завода № 50 Мостотреста Наркомата путей сообщения СССР и было окутано высшей степенью секретности, а его участники и невольные свидетели были обязаны строго-настрого соблюдать военную тайну, за разглашение которой следовало суровое наказание. Основной железнодорожный мост, построенный в 1913 году, был однопутный, тоненькая ниточка оказалась единственной, по которой двигались на фронт воинские эшелоны, а оттуда шли поезда с ранеными и эвакуированным на восток имуществом. Потеряв дореволюционный Императорский мост, разорвалась бы связь с севером и востоком страны. Внешне и по габаритам деревянный мост был очень похож на своего железного собрата: он не просто соединял два берега и мог выдержать тяжелый состав с вагонами, но был достаточно высоким для того, чтобы под ним могли проходить речные суда. В окончательном собранном виде мост имел один большой металлический пролет длиной 109,2 метра и весом 600 тон, а также около тридцати малых пролетных строений по 23 метра каждое.

Участники строительства № 91 (так оно называлось в целях соблюдения секретности) – это не только сборщики-монтажники завода № 50. Тяжелое военное время никому не давало расслабляться. На их место встали женщины, которых вербовали из сел и деревень Ярославской и соседних областей, среди них было много матерей-одиночек. Женщины выполняли работу, которая в мирное время считалась мужской: таскали лебедкой лес, сплавляемый для стройки с верховьев Волги.

Точную дату строительства моста установить достаточно трудно из-за отсутствия документов. Вероятнее всего, работы по проектированию моста-дублера начались еще до войны, а начало 1942-го стало временем окончания строительства. Всю войну резервный мост был готов прийти на помощь Императорскому – испытанный и обкатанный на обходном железнодорожном пути он оставался резервным сооружением. Несмотря на это, участники стройки хорошо помнят, что впоследствии по мостовой переправе регулярно ходил состав, доставлявший людей с правого берега на левобережную станцию Филино, а зенитчики охраняли мост у Резинотехники так же тщательно, как его дореволюционного собрата. Вскоре после войны мост-дублер разобрали, а его пролеты и опоры использовали для реконструкции и строительства новых мостов.

Уникальные разработки завода № 50 широко использовались в годы Великой Отечественной войны. Именно они дали возможность специализированным проектным организациям запроектировать новые типы многорешетчатых пролетных строений, которые начали выпускаться заводом и другими предприятиями металлоконструкций. С 1943-го года они в массовом количестве использовались для временного восстановления почти всех разрушенных мостов в период победного выступления нашей армии. Заводские монтажники оказывали непосредственную помощь фронтовым мостостроителям.

За вклад в общее дело победы многие работники завода получили награды за проявленные самоотверженность и мужество, среди них – орден Трудового Красного Знамени; медали – «За боевые заслуги» и «За трудовую доблесть»; звания – «Почетный железнодорожник», «Отличный восстановитель».

Мы не должны забывать, какой ценой была оплачена  Победа над врагом. Память людская – самый великий, самый вечный, самый нескончаемый памятник Победы!

При подборке материала использовались материалы сайтов:

филиала ОАО «Мостройиндустрия» Завода № 50 (http://www.zavod50.ru/site/),

Яргид (http://yargid.ru/blog/history_bridges/43.html).

                                

О. В. Ольнева, преподаватель общественных дисциплин ЯрПК.